Медведева Наталья Николаевна Директор НЧОУ «Школа «Орбита»
«Орбите - 15 лет»
Автор: Елена Миронова, Издательская группа "Круглый стол"
И не простое совпаденье ...
В декабре 2010 года одной из старейших частных школ города Люберцы исполнилось 15 лет. Находится она в славном месте - в одном помещении с лицеем, в котором учился первый космонавт планеты Юрий Алексеевич Гагарин. В историческом здании создан музей памяти Ю.А.Гагарина. Лучшим воспитанникам (как лицея, так и школы) присваивается почётное звание «гагаринец». По традиции каждый из них торжественно даёт в День космонавтики особую клятву-устав.
Лицей носит почётное имя Гагарина, и школа названа тоже очень символично - «Орбита». Для учителей и учеников «Орбита» не просто название - это образ жизни и богатые традиции, это помощь друга и пожелание удач. Из школьных стен выходят в большую жизнь хорошо обученные, свободно мыслящие и очень воспитанные молодые люди. «И не простое совпаденье, что каждый чем-то знаменит, ведь сути общей отраженье - в пересечении орбит», - так считают здесь, так здесь живут.
С момента основания и по сей день руководит необычной школой талантливый педагог, профессионал и интересный человек Наталья Николаевна Медведева. Её волнует всё здесь происходящее - от выполнения необходимых программ до состояния души каждого ребёнка.
"У нас все дети талантливы" Помимо общих образовательных программ в школе имеются приоритетные направления воспитательной работы: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное и эстетическое. Решаются и такие задачи, как проблема толерантности, здорового образа жизни (спортивно-оздоровительная работа по программе «Семья»), творческого развития детей, воспитания общекультурных традиций. Существует целостная система, которая опирается на участие детей и их родителей в воспитательном процессе и помогает решать проблему соединения познавательной части с воспитательной.
На первый взгляд, обычные вроде бы направления в работе, как и во всех школах страны. Только это не совсем так. Начать надо с того, что здесь работа с детьми личностно ориентирована. «Мы делаем ставку на качественный индивидуальный подход: это целостная система обучения, разрабатываемая под каждого конкретного ребёнка.
Ориентируем ребят на высокие достижения, а они возможны только в той области, которая по-настоящему твоя. Стандартная программа отнюдь не игнорируется, ведь стандарт везде одинаков, и ребёнок должен знать то, что должен. Но всё равно на каком-то этапе своего развития ребёнок находит свою нишу, выходит на определённый уровень. Тогда проводится мониторинг, разрабатывается индивидуальная программа и дальше идёт обучение на её основе, - рассказывает Наталья Николаевна. - Программа работает уже с первого класса. Есть ещё дошколята, которые приходят сюда обучаться с октября по май. И уже тогда становится понятным, по какой программе они смогут обучаться. Важно, что программа подбирается под детей, а не дети под неё. И ещё есть очень серьёзный момент: если выбранная про грамма по какой-то причине не работает, её можно поменять».
Наполняемость в классах «Орбиты» от 10 до 12 человек. Это обеспечивает оптимальный уровень внимания учителей к каждому ученику.
Помимо традиционных предметов существует ещё мощный развивающий блок: ритмика, риторика, психология, шахматы. Во втором классе добавляется экономика и английский язык. В третьем классе - мировая художественная культура. С шестого класса начинается изучение второго языка - немецкого или французского.
"Учи доброму, так худое на ум не пойдёт" Сочетание мероприятий «для души» и «для здоровья» приносят всегда позитивный результат: «Здоровые пятницы», спортивные минутки, игровые программы, классные часы, тематические уроки, подвижные игры, конкурсы, рецепты здорового питания (с дегустацией полезных продуктов) ...
Используется календарь знаменательных дат и событий, согласно которому проводятся программы "Встречи с прекрасным», посвящённые с.А.Есенину, А.В,Суворову, Д.Карбышеву, М.Алигер, И.Мичурину.
Стали традиционными День знаний (по-особенному театрализованный, в который происходит знакомство с традициями и музеем), посещение культурно-исторических мест (г.Коломна, г.Гжель, г.Москва, г.Люберцы, г.Санкт-Петербург, г.Гагарин и др.)
Патриотическое воспитание в школе про водится постоянно, а не только в День защитника Отечества и День Победы.
Здесь работают кружки: изостудия, студия бальных танцев, театральная студия. В наше компьютерное время дети «Орбиты» умеют хорошо и с удовольствием создавать красоту своими руками. Поэтому от желающих заниматься в кружке «Умелые руки» нет отбоя.
Школа «Орбита» открыта для детей с 9 утра и до 18 часов ежедневно, кроме выходных и праздничных дней. Вторая половина дня наполнена разными интересными занятиями, а у родителей есть удобная возможность приходить за детьми после работы. Кроме того, учителя всегда доступны для контакта с ними.
Дети все очень разные: по возрасту и способностям, по уровню развития психики, по ситуации в семьях и т.д. Все, безусловно, индивидуальны. Они шустрые, смышлёные, забавные, артистичные, шаловливые и очень симпатичные, а в праздники просто неотразимые. Есть и дети с ограниченными физическими возможностями. Все любят школу и часто не хотят уходить вечером домой, особенно учащиеся младших классов.
Родители, как правило, заботятся о будущем своих детей: они довольно требовательные, но в основном доброжелательные и позитивные, - рассказывают педагоги школы о своих учениках и их родителях.
Коллектив - это большая семья и маленькая страна.
Все педагоги «Орбиты» - специалисты высочайшего уровня. У всех - высшее образование и высшая квалификационная категория. Учителя школы - настоящий высокопрофессиональный, творческий и дружный коллектив единомышленников, работающий по последним требованиям, владеющий современными методиками и технологиями, любящий и понимающий детей. Такому коллективу можно только позавидовать.
О каждом учителе можно говорить как об уникальной личности, начиная с директора. Наталья Николаевна - очень энергичный, опытный, мудрый педагог, настоящая «мама» для всего педагогического коллектива и, конечно, учеников. К ней в кабинет заходят без боязни, даже с некоторым удовольствием. Она всегда выслушает и поможет, а если и поругает, то корректно и деликатно. Проблемы решает оперативно. Поэтому климат в коллективе здоровый, творческий и позитивный. И ещё - практически нет «текучки кадров».
"Сначала любить, а потом учить"
Таково жизнью выработанное кредо всех педагогов школы «Орбита».
Первый класс - начало начал, основа обучения, фундамент знаний. Принимает новичков Любовь Андреевна Болушкина, педагог с огромным опытом и стажем, умеющий найти подход к любому ребёнку, заинтересовать его, создать необходимую положительную ситуацию. Её отличает умение грамотного владения речью.
Анна Юрьевна Деева (ученица Н.Н.МедведевоЙ) - учитель технологии. На её уроках воспитанницы шьют всё (от простого фартука до туники из известного журнала «Бурда») и занимаются биссероплетением. Добрая, молодая, красивая, стильная! К тому же и мастер на все руки. Она постоянно придумывает что-то, а также участвует в традиционном весеннем дефиле.
Ольга Константиновна Чубарова - учитель русского языка и литературы, словесник, влюблённый в свой предмет, имеет высшую категорию. Можно сказать, она классический вариант учителя! Тетрадки всегда проверены, ошибки исправлены. А её постоянное поэтическое настроение и глубокое понимание тайн литератур¬ного творчества удивительным образом передаётся ученикам.
Инна Сергеевна Береснева - учитель химии. Она и строго спросит, и поможет, и пошутит, и поругает, но никогда не обидит. Обычно дети редко любят эту сложнейшую науку, а в «Орбите» - наоборот: им всё интересно, понятно, удивительно. Постижение тайн химических процессов идёт не только на уроках, но и во время выполнения творческих заданий, на конкурсах.
Есть в школе свой психолог - Ольга Александровна Медведева, молодая и мудрая, активная и артистичная. Она умеет раскрыть ребёнка, войти с ним в деловой и эмоциональный контакт. Она может помочь сориентироваться в жизни и научить использовать свои возможности и природные задатки максимально. Очень любит детей!
Преподаватель риторики Наталья Николаевна Макарова - истинно русский человек, благородный, интеллигентный и творческий. Знания по своему предмету пополняет постоянно, а потом несёт благородное слово к душам детей. Мир сегодняшний в этом нуждается особенно.
«Экзамен» и «контрольная» - нестрашные слова!
Необычная школа «Орбита».
Здесь часто проводятся интегрированные уроки, где совместно работают сразу несколько преподавателей по технологии, музыке, географии, английскому языку, экономике, - очень интересные уроки!
Здесь ученики не трепещут перед учителями и не боятся выходить к доске. Их не пугают слова «контрольная работа» и «экэамен».
Здесь малыши не стесняются старшеклассников, которые, в свою очередь, уважают малышей. Каждый ребёнок учится вниманию, поддержке и уважению.
Здесь живёт старая традиция - проводить вместе летние каникулы (например, на Азовском море) всей школой.
И как результат - особое отличие выпускника школы «Орбита» от выпускников других школ: он хорошо развит и не зажат в общении. Это человек творческий, свободно мыслящий, широко образованный, способный быть успешным в выбранной им деятельности.
О школе у него остаются самые тёплые воспоминания.
О ценностях вечных
Меняются столетия - неизменными остаются человеческие качества и ценности. Всё, что происходит в школе «Орбита», направлено на воспитание этих лучших качеств. «Нужно общаться с достойными людьми, потому что к современному достатку совершенно не хватает достоинства», - сетовал в один из приездов в школу Иосиф Кобзон. Он рассказывал о своей дружбе с Ю.А.Гагариным и жалел, что очень рано уходят люди, которые могли бы многому научить. Это невосполнимая потеря.
Говорят, что человек жив, пока его помнят. Символично, что в этом году отвезли в Англию копию памятника Юрию Гагарину, который стоит возле лицея.
О неповторимости любого человека в этом мире говорила одна из дочерей Ю.А.Гагарина, а дочь С.П.Королёва проникновенно, со слезами на глазах читала оду, посвящённую её знаменитому отцу. Всё это происходило на глазах у детей! Это неправда, что незаменимых людей нет. Каждый человек незаменим!
Ввели уроки православия. Дети стали учиться воспринимать новые занятия. В дневниках у учеников начали появляться определённые ценности христиан - иконки. Одно дело этикет, а это - этика. Занимается с детьми таким славным делом завуч по воспитательной работе Лина Геннадьевна Сарычева. Она же первый помощник у руководителя театрального кружка, с которым вместе пишут сценарии, стихи, придумывают новые неповторимыесюжеты.
Одно из правил воспитания - учиться уметь слушать. И ещё - быть доброжелательным. Огромное внимание уделяется диалогу. Надо уметь правильно говорить. Даже извиняться надо достойно: нужно говорить «извините», а не «извиняюсь», ибо, говоря «извиняюсь», вы просто извиняете самого себя.
Отношения в семье тоже ценность. Важно, чтобы родители спрашивали о том, что было в школе хорошего, а не плохого. Больше позитива, больше доброго общения - больше спокойствия в семье.
Когда появляется «взаиморадость»
Это необычное слово произнёс Александр Семёнович Песин, учившийся в знаменитом Щукинском с Натальей Гундаревой. Сказать, что это руководитель театрального кружка, - значит не сказать ничего. Все праздники проходят под его неусыпным творческим оком, им написано большое количество стихотворных текстов, он придумывает удивительные по содержанию и наполняемости образы. Однако сам говорит о происходящем лишь во множественном числе - «мы»: мы решили сделать сценарий, читая книгу почётных гостей; мы осуществили интересную задумку, показав всем эту страшную ГИА (Государственную Итоговую Аттестацию) в образе модной красивой девушки, одетой во всё красное: платье, сапоги, бант; мы создали неповторимую атмосферу праздника, где все играли только самих себя, даже не подозревая об этом ...
Скоро последний звонок, и новая задумка - сделать общий выпускной для четвёртого и девятого классов, чтобы у них бьш будто бы совместный открытый урок, где перепутано и переплетено всё - от рассказов до фотографий ... Чтобы бьша атмосфера не прощания, а радости. Не надо слёз. Это должно остаться в душе. Должна быть общая «взаиморадость» . Однажды Наталье Николаевне задали вопрос:
- А не боитесь, что вы, создав такую необыкновенную атмосферу, не научите детей адаптироваться в мире?
- Не боюсь. Здесь не стерильная обстановка. Здесь бывают дети такие сложные, которым нужна атмосфера
единичного пребывания. Любые проблемы детей решаются у них же на глазах в абсолютно адекватных формах. И совершенно нет «закрытых шкафов».
Я уверена: наши дети будут нести добро!